ТО: реально восстановить поток в Турцию и Египет на 60% и 70%

Аналитический центр московского аэропорта «Домодедово» опубликовал результаты исследования тенденций развития авиарынка в 2017 году. В рамках проекта аналитики провели опрос многих экспертов рынка - туроператоров, операторов аэропортов, российские и зарубежные авиакомпании.

Специалисты назвали ключевые факторы восстановления международных и внутрироссийских перелетов: возобновление авиасообщения с Египтом, разрешение чартерных рейсов в Турцию, развитие инфраструктуры курортов России. Однако далеко не по всем направлениям прогнозы представителей разных сегментов рынка совпали. Например, авиакомпании оценивают вероятность восстановления пассажиропотока в Турцию и Египет (при условии возобновления авиасообщения) до докризисного уровня 2014 года на уровне в 90% и 85% соответственно. В то же время туроператоры более сдержанны в своих оценках - 60% и 70% относительно докризисного уровня.

Турция и Египет чаще всего назывались в качестве самых востребованных международных направлений в 2017 году. При этом «рейтинг» самых перспективных направлений, предложенный иностранными авиакомпаниями, выглядит так: Италия, Греция, Болгария, Испания, Египет, Турция. В прогнозе российских перевозчиков и туроператоров фигурируют Кипр, Италия, Греция, Болгария, Испания, Египет, Турция. Главный фактор снижения международных перелетов - закрытие популярных туристических направлений, динамика курса валют и снижение покупательской способности населения, а также кризисная ситуация на рынке труда. При этом туроператоры настроены гораздо оптимистичнее других участников рынка.

В самом «Домодедово» видят предпосылки для роста трансферных направлений из Азии. Сейчас маршрутная сеть российских и зарубежных перевозчиков из аэропорта в этот регион включает 11 направлений. В 2016 году пассажиропоток на азиатских направлениях составил свыше 795 тыс. человек, что на 16,4% больше показателей 2015 года.

Одним из ключевых факторов восстановления рынка перелетов по России эксперты назвали господдержку отрасли: увеличение субсидирования полетов, развитие аэропортовой инфраструктуры, меры по развитию лоукост-перевозок. Они уверены, что на рейсы в Сочи и Симферополь у россиян сохранится высокий спрос, однако возможное перераспределение потока в пользу международных рейсов может привести к снижению роста на этих направлениях. Иностранные авиакомпании среди перспективных направлений называли как традиционные туристические города - Казань, Санкт-Петербург, так и развивающиеся рынки - Владивосток, Байкал, Алтай.

В среднем вероятность сокращения рынка внутренних перевозок в 2017 году оценивается примерно в 50% по сравнению с 2016. Однако разброс прогнозов велик: туроператоры ожидают роста перевозок внутри страны минимум на 15% и максимум на 60%, иностранные авиакомпании - на 3% и 40% соответственно. Российские перевозчики, можно сказать, ничего хорошего не ждут: по их оценкам, объем перевозок внутри страны, в худшем случае, снизится на 20%, в лучшем случае - вырастет на 9%,

Не видят участники рынка пока и условий для заметного увеличения полетов и продаж туров из регионов. По их мнению, уровень концентрации пассажиропотока в московском авиаузле сохранится в 2017 году на высоком уровне. При этом российские авиакомпании в своих оценках пессимистичнее остальных респондентов.