Количество турагентств сократилось на 40%, ещё 10% уйдут рынка в ближайшее время

В текущем году турагентский рынок потерял примерно 40% своих игроков по отношению к прошлому году, и как минимум 10% турагентств ещё уйдут в ближайшее время — такой прогноз был дан на выездном семинаре АТА (Альянс Туристических Агентств) в Шарм-Эль-Шейхе.

По оценкам экспертов данного сегмента рынка, турагентства в условиях кризиса находятся под тройным ударом. С одной стороны, общее снижение турпотока ощутимо для всех сегментов турбизнеса, и турагентства в равной степени страдают от этого, как и туроператоры. С другой стороны, туроператоры выживают в этих условиях, в том числе и за счет сокращения региональных офисов, после чего оставшиеся могут диктовать агентствам самые жесткие условия. Наконец, непрозрачность турагентского рынка создает «питательную среду» как для «фирм-однодневок», наживающихся за счет невероятных скидок туристам, так и для откровенных мошенников. Причем турагентствам не стоит рассчитывать, что последняя категория с рынка исчезнет. Своим взглядом на ситуацию и варианты выхода из кризиса на семинаре АТА делились эксперты турагентств.

«Практически за последний кризис в среднем с рынка ушло каждое шестое-десятое турагентство, в зависимости от региона. Снижение их количества идет и сейчас, но не в огромном масштабе, мы фиксируем цифры где-то в 40% относительно прошлого года, до конца года по нашим оценкам добавится еще 10%», — оценил Андрей Гаврилов, президент АТА. Однако, по оценкам эксперта, к летнему сезону 20% вернутся обратно.

«В августе продажи в южном регионе „обвалились“ в связи с колебанием валют. Сильней всего пострадали Испания, Италия и Греция, по последней падение составило 50%. Турция пострадала меньше, всего на 5-8%», — рассказал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Алексан Мкртчян, гендиректор сети турагентств «Розовый Слон». По оценке эксперта, в зимний сезон турпоток продолжит падать. «Например, дальнемагистральных направлений на зимний сезон крайне мало, на весь южный регион летает по одному рейсу в Таиланд и Гоа раз в десять дней, на Вьетнам — раз в двенадцать дней», — сообщил Алексан Мкртчян. По его оценке, «уцелеет» в зиму фактически один Египет, но работать будет сложно. «Турагенты в свою очередь заинтересованы в большем присутствии туроператоров, поскольку „монополист“ диктует слишком жёсткие условия. Чем больше игроков, тем лучше для агентств. Однако это естественный отбор, с рынка уходят нерентабельные туроператоров, происходит естественная санация», — резюмировал Алексан Мкртчян.

Впрочем, по словам участников семинара, скорее всего сам туррынок меняется бесповоротно. «Золотой век российского туризма заканчивается, символично, что сейчас с него ушла авиакомпания „Трансаэро“, бывшая ярким представителем прежнего подхода. Мы не можем жить постоянно на доходы от будущих периодов», — отметил директор бюро международного молодежного туризма «Спутник» Александр Иосифян. При этом, по мнению эксперта, турагентскому рынку для выживания придется стать саморегулируемым. «Турбизнес исключительно привлекателен для категории „предпринимателей“, которые что-то там „предпринимают“, так как они идут туда, где происходят расчеты наличкой. Причем эти „турагентства“ действующие методами нечестной конкуренции, а иногда и откровенным мошенничеством. Но сами они никуда не уйдут, они будут бесконечно „всплывать“ под другими названиями, станут онлайн-агентствами», — пояснил эксперт. По его словам, регуляция, причем регуляция «изнутри», турагентскому рынку категорически необходима. «В ближнесрочной перспективе — бог с ним, что рынок открытый, но пусть он станет регулируемым. В дальнесрочной же желательно сделать рынок более закрытым», — резюмировал Александр Иосифян.

«Нам не нужно такое регулирование, которое ухудшит клиентский сервис», — также отметил гендиректор офисов «1001 тур» в городах Тверь и Удомля Сергей Ершов. По его словам, сезон 2016, особенно зимний, для турагентств и так будет отмечен «битвой» за клиента и игрокам придется активизировать работу по «впариванию» туров, а также по работе с туроператорами, особенно с «продающими» семинарами и вебинарами. Впрочем, эксперт отметил, что статистика показывает, что режим «выживания» и так способствует большему числу продаж среди тех туристов, что «дошли» до турагентств. «Если в прошлом году у нас на 150 заявок приходилось примерно 10 покупок, в этом году на 50 туристов, пришедших в турагентство, приходится большее число продаж. 80% успехов на рынке зависит именно от нас, и если мы приложим усилия — мы вернем туриста», — резюмировал Сергей Ершов.

Инфогруппа ТУРПРОМ - главные новости турбизнеса